Два месяца назад по нашему все еще страдающему от лихорадки кризиса рынку пошли слухи о возращении марки Opel. Она, напомним, покинула нас в полном составе весной 2015 года, когда стало ясно, что проблемы у российской экономики возникли надолго. За это время бренд из Рюссельсхайма, так и не ставший прибыльным за годы во владении американским General Motors, перешел в руки французского альянса PSA и вроде бы стал «выздоравливать».
Чуть позже слухи подтвердил топ-менеджмент Peugeot-Citroen. На калужском заводе скоро стартует выпуск коммерческих моделей Opel Vivaro и Zafira Life, клонов Citroen Jumpy/Peugeot Expert и Citroen Spacetourer/Peugeot Traveller соответственно. За ними могут прийти переднеприводные кроссоверы Crossland X и Grandland X, построенные также на французской платформе. Остальным моделям придется подождать до смены «тележки»: пока они базируются на «джиэмовских» агрегатах, продавать их у нас нельзя. Ну и вдобавок надо посмотреть, как пойдут пилотные «Опели» в России.
На фоне почти двухлетнего роста продаж новых автомобилей в России новость о перезапуске немецкой марки воспринималась как свидетельство выхода из кризиса. Но, как известно, если где-то прибыло, где-то должно убыть. Таким минусом, вполне вероятно, станет Ford. Если вас это утешит, чисто российский рынок тут не при делах. Американский автогигант решил масштабно и радикально «оптимизировать» весь свой европейский бизнес.
Доля рынка «Форда» в Европе с 2010 года сократилась на четверть и сейчас составляет 6,5%. Предприятия терпят убытки, новые модели не пользуются ажиотажным спросом. Решение в такой ситуации капитализм предполагает только одно – сокращения. Между тем, в европейском отделении бренда заняты 54 тысячи человек, так что социальная напряженность от грядущих изменений окажется очень серьезной.
Общие фразы о плохом состоянии дел Ford может подкрепить цифрами. Так, за третий квартал 2018 года убыток европейского офиса составил 282 миллиона долларов. Российско-американский Ford-Sollers в 2016 году потерял 23,8 миллиарда рублей, в 2017-м – 13,6 миллиарда. Более свежих данных пока нет, но понятно, что «плюсовыми» показателям становиться не с чего. По данным АЕБ, в прошлом году российский рынок вырос на 12,8%, а продажи «Фордов» — всего на 6%. За январь-февраль текущего года показатели еще хуже: -1,8% у рынка и -45% у «Форда».
Ставку в Старом Свете будут делать на два направления, в которых Ford пока еще силен. Речь идет о кроссоверах и коммерческих моделях. Из легковушек, скорее всего, исключением окажется только Focus, последнему, четвертому поколению которого нет еще и года. Компакт- и минивэны, теряющие популярность, отставят без замены, Mondeo, по слухам, продолжит карьеру в Китае, а Fiesta – в Индии. И надо понимать, что под Европой в данном случае понимается и Россия. Для нее делать исключение и сохранять производство в полном объеме не станут.
А терять российскому подразделению «Форда» есть что! У нас работают три сборочные площадки. На самой старой, во Всеволожске под Санкт-Петербургом, выпускают «Фокусы» в трех типах кузова и седаны «Мондео». В Елабуге рождаются «Куги», «Эксплореры» и коммерческие «Транзиты», в Набережных Челнах – «Фиесты» и «ЭкоСпорты». Плюс моторное производство, где налажена сборка бензиновых атмосферников 1.6 в нескольких вариантах мощности. Общая численность занятых на всех российских предприятиях бренда оценивается в 4000 человек.
Если опираться на текущую раскладку по моделям, наибольшие шансы выжить у завода в Елабуге. В его активе как раз собраны приоритетные модели – коммерческие и кроссоверы. Ford EcoSport можно смело хоронить: при текущей цене он россиянам неинтересен. Fiesta тоже, что делает положение площадки в Набережных Челнах совсем шатким. Mondeo нынешнего поколения растерял львиную долю поклонников, а вот Focus держится. Стоит он на уровне конкурентов, но о былом подавляющем преимуществе по продажам остается только мечтать. За каждого клиента Ford упорно борется.
Если Ford решится на остановку производства нескольких моделей, с ними российскому рынку можно смело распрощаться. Раз они не находят покупателей при нынешней цене, сформированной с учетом локальной сборки, кто их купит с надбавкой за импорт? Сохранять же бизнес компании становится накладно: отечественные площадки загружены не более чем на 20%.
Подробности на сайте carclub.ru